Тюнинг, может быть как комплексным, так и касаться определенного агрегата (двигатель-мечта, а КПП не соответствует желаниям), подобная ситуация была у меня со старым Volkswagen Passat в 1998 году. Опять же, в 1988 году я ездил на ВАЗ 2107, тогда еще не было такого широкого выбора возможностей для тюнинга двигателя как сейчас, поэтому тюнинг ограничился расточкой блока цилиндров с установкой поршней большего диаметра, внесениями некоторых изменений в ГРМ и в карбюратор. Тюнинг двигателя ВАЗ 2107, привел к тому, что я ложил стрелку спидометра на 180км, при этом на тот момент, тюнинг 4-х ступенчатой МКПП и ходовой части мной не проводился. Человеку, который собирается проводить полный тюнинг автомобиля, необходимо хотя бы образно представлять то, что он получит на выходе, потому что я встречал такие ситуации, когда люди загоняли передаточное число, и авто с короткими передачами, показывало отличною динамику до 130км, а в тоже время установленный тип антикрыла, начинал работать со 120км. Какой смысл в таких сочетаниях? Также встречал такие автомобили, где антикрыло не прижимало, а подымало авто, именно поэтому я и указываю на то, что вначале нужно понять, какой мы хотим получить результат, а затем подобрать необходимые детали.
Что касается вопроса о том, что можно сделать своими руками, так обычно все и делается либо своими руками, либо руками слесарей и механиков. Фактически, все зависит от того, для чего Вам нужен автомобиль, готовы ли Вы вложить в доработки свое время и свои деньги? Конечно, если человек не особо разбираетесь в конструкции узлов и агрегатов, то на самостоятельный тюнинг ВАЗ 2108, придется затратить больше времени, потому что нужно будет изучить разные характеристики и способы выполнения работ. Но, все бывает впервые!
Двигатель-первый вариант: Это самый простой вариант, снимаем двигатель, проводим его дефектовку, берем блок и ГРМ и везем на расточку и шлифовку. Для того чтобы выжать из ГРМ максимум производительности, нужно проводить качественною подготовку головки с учетом увеличения каналов и соответствий впуска коллектору, поэтому желательно навести справки о том мастере, который будет выполнять работы. Растачиваем блок, под поршня большего диаметра, устанавливаем поршня этого размера и ставим ГРМ с предварительно увеличенными и отшлифованными каналами, подключаем системы, заливаем моторное масло и тосол, настраиваем зажигание, настраиваем Solex, все, можно заводить. Такая модернизация ДВС, с учетом того, что разборку, сборку и наладку (кроме расточки и шлифовки) Вы выполните сами, с учетом покупки поршневой группы, моторного масла, фильтра, тосола, прокладок, а также всяких мелочей, обойдется долларов в 200-250. Отмечу, что такое увеличение рабочего объема, не требует внесения изменений в систему охлаждения двигателя, и является довольно продуктивным для всех уровней оборотов.
Двигатель-второй способ: Мы устанавливаем коленвал с большим радиусом кривошипа и короткие поршня, а, следовательно, достигаем большего хода поршня, за счет чего получаем увеличение рабочего объема цилиндров, при этом также необходима качественная подготовка ГРМ. Честно говоря, однажды мы устанавливали коленвал с большим радиусом кривошипа, это привело к увеличению крутящего момента на малых и немного на средних оборотах, а вот на высоких оборотах, разницы я не заметил. Мы переделывали этот двигатель 7 раз, экспериментировали с шатунами и ГРМ, но желаемого не достигли. По этому двигателю, у меня сложилось мнение, что нам не удалось добиться соответствия работы блока цилиндров и подачи рабочей смеси в камеры сгорания, из-за большей задержки времени на ход поршня до точки окончания такта сжатия.
Кроме этих двух способов тюнинга двигателя, на двигатель ВАЗ 2108 можно установить турбину, а за одно, и 16-клапанный ГРМ с поршнями под этот ГРМ и с инжектором, потому что Solex ВАЗ 2108 нормально турбину не потянет, хотя можно поддать тюнингу и Solex, в общем можно все, что угодно. Также, стоит уделить внимание выпускной системе, на которою можно установить прямоточный глушитель с прямоточным резонатором: MG-RACE; FOX; 4-STARS; STINGER;ASSO; Street Pro; Turbodesign; Carbon classic; Bullet; UNIMIX и другие.
Что касается МКПП ВАЗ 2108, то все необходимые доработки, должны зависеть исключительно от того, что Вы желаете получить на выходе, благо для выбора существует достаточное количество рядов скоростей. Опять же, в вопросе подвески (стойки, рычаги, шрусы, стабилизаторы, опоры, пружины, амортизаторы, сайлентблоки), все зависит от того, какую жесткость и управляемость Вы желаете получить. Если речь идет о жесткой спортивной подвеске, то стоит уделить внимание следующим производителям: KW; Koni; Bilstein; Monroe; ABT Sport; ALS; SS20; Eibach; ФОБОС; PLAZA; ABTechnic; PRO SPORT; DAMP. Например, можно установить спортивный набор KW (стабилизатор, пружины, амортизаторы), а остальное добавить от SS20, а можно поставить занижающие пружины Eibach или KW, амортизаторы Monroe Reflex, а остальное от той же SS20. Я специально не упоминаю о Koni и Bilstein, потому что дороговато. Кроме того, не стоит забывать о тормозах: LGR; TRV; Allied Nippon; АТЕ POWER; ATE; ZIMMERMANN; ALNAS; ProSport; Brembo; Lucas и о рулевом управлении. По поводу обвеса, самое главное, чтобы обвес как минимум не ухудшал аэродинамические свойства кузова.