Федеральный закон "Об оружии"

Тема в разделе "Оружейное законодательство", создана пользователем Ночной Диспетчер, 07.08.13.

  1. TopicStarter Overlay
    Ночной Диспетчер

    Ночной Диспетчер Ветеран

    Регистрация:
    15.07.13
    Сообщения:
    5.008
    Симпатии:
    1.493
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Каменск-Уральский
    История разрешительной системы в России

    На Руси огнестрельное оружие появилось в XIV веке. Согласно Голицинской летописи «арматы» появились в 1389 году и «от того часу уразумели из них стреляти». В тот же исторический период появляются нормативно закрепленные положения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, санкции за нарушения данных предписаний. Контрольные функции за их выполнением возлагались на различных должностных лиц правоохранительных органов Российской империи.

    В российском законодательстве существовало понятие «запрещенного оружия». Так, уже в 1700 г. запрещено было носить остроконечные ножи, впоследствии Уставом Благочиния 1782 г. данный запрет был изменен общим запретом носить оружие. В 1793 г. в Своде Законов Российской империи, а в дальнейшем в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений 1876 г. с большей точностью были определены свойства запрещенного оружия: запрещалось всем и каждому «носить трости со вделанными въ нихъ потаенными кинжалами, клинками и другими орудиями». Права граждан на охоту были строго регламентированы законом.

    С первых месяцев своего существования Советское государство стало принимать жесткие меры по ограничению распространения оружия и боеприпасов.

    Петроградская чрезвычайная комиссия 21 марта 1918 года опубликовала объявление о запрещении частным лицам без соответствующего разрешения Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов хранить оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества. В течение трех дней с момента опубликования данного объявления все частные лица были обязаны получить разрешение на хранящееся у них оружие или же сдать его в районные Советы и правительственные учреждения, по истечении установленного трехдневного срока лица, не выполнившие указанные требования, рассматривались как налетчики и предавались суду революционного трибунала.

    10 декабря 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет «О сдаче оружия». Данным декретом население и гражданские учреждения обязаны были сдать имеющиеся у них винтовки, пулеметы, револьверы всех систем (независимо, исправны они или нет), а также патроны к ним и шашки. Разрешения на хранение оружия, выданные до издания декрета, считались недействительными. В целях стимулирования активности граждан в сдаче оружия декрет предусматривал выдачу гражданам денежного вознаграждения из средств комиссариатов по военным делам в следующих размерах: гражданам, обнаружившим скрытое по истечении указанных в декрете сроков оружие, за исправную винтовку полагалось 600 рублей, за неисправную - от 100 до 500 рублей, за каждый пулемет сумма вознаграждения удваивалась.

    Декретом было сделано исключение лишь для членов РКПБ (б), однако и здесь были введены некоторые ограничения.

    В дальнейшем государством был принят ряд нормативных актов, направленных на регулирование оборота оружия. Среди них заслуживает внимания декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 12 июля 1920 года «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним». Декрет подробно регламентировал основания хранения и использования оружия: его могли хранить и носить лишь лица, которым оно выдано в связи с выполнением служебных обязанностей (военнослужащие, сотрудники милиции), а также лица, получившие на это право в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 декабря 1918 г. «О сдаче оружия». Было определено, что чрезвычайные комиссии в случае необходимости могли разрешить выдачу оружия другим категориям лиц. Параграфом 4 декрета предусматривалась ответственность за нарушение установленных правил обращения с оружием:

    - хранение оружия без законного на то права, даже если хранение не имело преступных целей;

    - стрельбу в воздух без особой необходимости в местах скопления народа (на площадях, улицах и т.п.);

    - безприцельную стрельбу, открываемую часовыми и постовыми милиционерами;

    - незаконную выдачу должностными лицами оружия гражданам, не имевшим на то права, или тем, кому оружие не присвоено.

    В том случае, если в результате небрежного обращения с огнестрельным оружием произошел несчастный случай, а гражданин, получивший оружие, не умел с ним обращаться, должностное лицо, выдавшее оружие, при этом не ознакомившее его с правилами обращения с оружием, также привлекалось к ответственности.

    Лица, хотя и не стрелявшие из оружия, но прицеливались на улице и других местах, создавая опасность для окружающих, наказывались заключением на срок до трех месяцев, привлекаясь к ответственности в административном порядке.

    20 июля 1920 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «Об охоте», определивший, что право на охоту имели все достигшие совершеннолетия граждане РСФСР. Право на хранение и использование охотничьего ружья и огнестрельных припасов в количестве, необходимом для личного потребления, имели лица, которые получили охотничьи билеты в охотничьих союзах, зарегистрированных в органах Народного комиссариата земледелия (в районах, где охотничьи союзы отсутствовали, охотничьи билеты выдавались непосредственно органами Народного комиссариата земледелия).

    В мае 1922 г. был принят первый Уголовный кодекс РСФСР, который вступил в силу с 1 июля 1922 г. В соответствии с УК РСФСР хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения каралось принудительными работами на срок от 1 до 7 лет. При этом разрешения на хранение оружия, в том числе и охотничьего, выдавали органы НКВД.

    Позднее, 1 марта 1923 года, ВЦИК и Совет Народных Комиссаров РСФСР приняли новое постановление «Об охоте», в соответствии с которым удостоверение на право охоты выдавалось органами Народного комиссариата земледелия гражданам, достигшим совершеннолетия. Органы НКВД осуществляли регистрацию охотничьего оружия и лиц, его хранивших, а также учет огнестрельных припасов.

    Декретом ЦИК РСФСР от 17 ноября 1921 года «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ» было установлено, что оружие, взрывчатые вещества, воинское снаряжение при отсутствии надлежащего разрешения на хранение подлежали обязательной безвозмездной сдаче государству, в случае обнаружения данных предметов они конфисковывались с привлечением их хранителей к уголовной ответственности.

    В связи с изменениями в экономической политике в период НЭПа государство приняло меры к установлению контроля за торговлей оружием и боеприпасов. 9 июля 1924 года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет «О торговле охотничьим огнестрельным оружием, огнеприпасами к нему, об отпуске взрывчатых веществ и детонирующих средств и порядке хранения их», которым было определено, что для открытия торговли охотничьим огнестрельным оружием и огнеприпасами требовалось разрешение милиции и ОГПУ.

    Первая половина 20-х гг. характеризуется установлением государственного контроля за оборотом всех видов оружия в стране. ЦИК и СНК СССР 12 декабря 1924 г. приняли постановление «О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ». В данном постановлении вооружение, находящееся на территории СССР, подразделялось на три категории:

    а) Типа военных и военно-морских образцов, принятых на вооружение Рабоче-крестьянской Красной Армии и Рабоче-крестьянского Красного Флота;

    б) Типа образцов, могущих быть использованными для вооружения Рабоче-крестьянской Красной Армии и Рабоче-крестьянского Красного Флота;

    в) Типа образцов, не могущих быть использованными для вооружения Рабоче-крестьянской Красной Армии и Рабоче-крестьянского Красного Флота;

    С 1940 г. торговля гладкоствольными ружьями стала производиться гражданам только по предъявлении ими охотничьих билетов. Основанием к этому послужило принятие Постановления СНК СССР от 29.11.40 г. № 2427. Право выдачи охотничьих билетов предоставлялось узкому кругу государственных органов. Кроме того, органы милиции имели право налагать штрафные санкции на граждан, уклоняющихся от перерегистрации гладкоствольных ружей (до 300 рублей), а при повторном случае - конфисковывать оружие.

    Наиболее детализировались функции разрешительной системы в инструкции «О порядке выдачи охотничьих билетов единого образца, торговли гладкоствольными охотничьими ружьями и их учете», утвержденной НКВД СССР 14.02.41г. в соответствии с которой устанавливался возрастной порог допуска к оружию и ограничения количества приобретаемого гражданином оружия.

    В послевоенные годы был издан ряд постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и РСФСР, в основном касающихся изменения порядка приобретения оружия. Начался короткий период некоторой либерализации отношения к охотничьему оружию. С 1953 по 1959 годы гладкоствольное оружие находилось в свободной продаже (отпуск без каких-либо разрешительных документов). Постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1959 г. №478 «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства» свободная продажа охотничьих гладкоствольных ружей была отменена. Устанавливался следующий порядок приобретения:

    - правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане СССР, состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие госпошлину в установленном размере;

    - установить, что продажа гладкоствольных охотничьих ружей производится по предъявлении членских охотничьих билетов общества охотников, за исключением районов промысловой охоты, для которых порядок продажи этих ружей устанавливается Советом Министров союзных республик;

    - продажа ружей колхозам, совхозам и другим организациям и предприятиям для целей охраны производится по письменным требованиям их руководителей.

    Впоследствии, с 1969 по 1986 годы, по инициативе МВД СССР был разработан и принят целый ряд нормативных актов, действие которых направлялось на сужение рамок оборота оружия, усиление контроля за процессами, происходящими внутри этой сферы, детализацию функций органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы.

    Возникла острая необходимость кодификации разрозненных нормативных документов в целостную систему положений и норм, определяющих как основные задачи, функции, формы и методы организации работы органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы, так и порядок оборота оружия - объекта разрешительной системы.

    В 1987 г. Министерством внутренних дел разрабатываются и принимаются два нормативных акта, которые регулировали деятельность, связанную с оружием, до принятия Закона РФ «Об оружии» 1993 г. Приказом МВД СССР от 6 мая 1987 г. утверждается инструкция о работе органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы. Впервые наиболее объемно и конкретно излагаются задачи органов внутренних дел по предупреждению нарушений правил приобретения, учета, хранения, перевозки и использования предметов и веществ, на которые установлен особый режим пользования.

    Инструкция определила перечень объектов разрешительной системы, а также компетенцию милиции по выдаче разрешений предприятиям, организациям и учреждениям на приобретение, хранение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, холодного оружия, на открытие и функционирование стрелковых тиров, стендов и стрельбищ, магазинов, торгующих оружием и боеприпасами. На органы внутренних дел возлагается контроль за соблюдением должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, министерств и ведомств правил оборота оружия. Этим же документом в обязанности МВД СССР и территориальных органов внутренних дел вменялась регистрация и учет охотничьих ружей, принадлежащих гражданам.

    Приказ МВД СССР от 1 декабря 1987 г. № 246 утвердил инструкцию о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, изготовления холодного клинкового оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боевыми припасами к нему и охотничьими ножами. Посвященный исключительно оружейной проблеме, указанный нормативный акт детализировал функции разрешительной системы, действия заинтересованных сторон и многие другие специфические вопросы в этой области. Нормативно закрепил понятие оружия и его классификацию, став по существу базовой платформой для последующего развития вопросов оборота оружия в рамках федерального Закона «Об оружии».

    Федеральный закон "Об оружии"
    http://www.zakonrf.info/zoboruzhii/