После того, как в холодное время, стартер приводит в движение криво-шатунный механизм (КШМ), запускаются в работу ГРМ, системы подачи топлива и обогащенной смеси и система зажигания, а двигатель (ДВС) переходит в рабочий режим. Проблема в том, что в течение определенного времени после запуска ДВС, не только механизм ДВС, но и моторное масло остается холодным, а это значит, что моторное масло имеет вязкость, которая не соответствует рабочим характеристикам двигателя. Масляный насос, имеет номинальное давление, которое не изменяется в зависимости от уровня внешних или внутренних температур, поэтому прокачка моторного масла с высокой вязкостью и с низкой текучестью по масляным каналам, является затруднительной, а смазка ДВС не достаточной. Так продолжается до того момента, пока вязкость и текучесть моторного масла не придут к рабочим характеристикам, кроме того, в некоторых местах ДВС, смазочные свойства моторного масла зависят не от давления и распыления, а от вязкости и текучести, которые и определяют скорость сдвига в масляной пленке в этих местах. Также нужно учитывать, что например, применение при внешней температуре -25; -30, рекомендованных для ВАЗ 2108 моторных масел: ЛУКОЙЛ ЛЮКС 15W-40, MOBIL SUPER М 15W-40, ТНК МоторОЙЛ 15W-40, ЛАДА СУПЕР 15W-40, ЛАДА СТАНДАРТ 15W-40, требует больших энергозатрат для запуска ДВС, и для обеспечения технических норм вязкости моторного масла, а значит большего расхода топлива. В тоже время, моторные масла с показателями SAE 15W-40, при температурах -25; -30 градусов, до момента прогрева двигателя, не смогут обеспечить нормальною смазку ДВС, что будет вызывать быстрый износ ГРМ и КШМ. А вот если, при температурах воздуха -25; -30, используются рекомендованные АвтоВАЗ для ВАЗ 2108 моторные масла: ТНК МоторОЙЛ 5W-30, ЛАДА УЛЬТРА 5W-40; ЛАДА СУПЕР 5W-40; АНГРОЛ-СУПЕР 5W30, SHELL HELIX SUPER 5W-40, то времени на прогрев ДВС и на приобретение маслом рабочей вязкости, потребуется меньше, следовательно, будет меньшим и расход топлива.
По поводу подсоса. Если я не ошибаюсь, то на Вашей ВАЗ 2108 установлен карбюратор ДААЗ Solex (солекс). Дело в том, что система подсоса в карбюраторах Solex, организована довольно простым способом, фактически на полный подсос, система открывает 1-ю дроссельною заслонку и оставляет закрытой воздушною заслонку, за счет чего мы получаем обогащенною, мощностною смесь и высокий расход топлива. По мере того, как мы убираем подсос, прикрывается дроссельная заслонка и открывается воздушная заслонка, ДВС переходит на холостые обороты, а смесь несколько обедняется, уменьшая расход топлива. Когда мы даем рабочею нагрузку холодному двигателю, который работает на подсосе, то, во-первых, мы расходуем тепловую энергию ДВС на передачу крутящего момента, что увеличивает время прогрева моторного масла, а во-вторых, ДВС во время ходовой нагрузки не получает достаточной смазки, что способно существенно сократить сроки до капремонта. А если на холодном ДВС при открытом подсосе мы еще добавим газу с помощью педали, да откроем обе дроссельных заслонки, то время капремонта будет приближаться с космической скоростью. Я еще помню карбюраторные автомобили, и помню что на прогрев двигателя с помощью подсоса до 40-50 градусов, достаточно 5-7 минут, советую использовать подсос только для прогрева ДВС, а не для езды на холодном двигателе, и обязательно прогревать ДВС хотя бы до указанных выше температур.