Производство труб в России
"Металлоснабжение и сбыт" №6(79).
Трубная промышленность России является устойчиво развивающейся отраслью экономики - с ярко выраженными лидерами, направленность инвестиционных программ которых определяется, во-первых, положениями Энергетической стратегии России до 2020 г., а во-вторых, тенденциями внутрироссийского рынка труб. Однако не меньшее значение имеют и внешние рынки, поскольку экспорт трубной продукции из России увеличивается темпами, опережающими рост объемов производства. Удовлетворять текущие и перспективные потребности в трубной продукции, включая магистральный трубопроводный транспорт, позволяет создание новых мощностей. Но, как водится, не все так гладко.
В общем и целом.
Если охарактеризовать процессы, которые происходят в российской трубной промышленности в последние 3—5 лет, то можно отметить следующее. В отрасли произошли консолидация активов и укрупнение производственных мощностей отдельных трубных компаний, что в целом соответствует тенденциям в мировом металлургическом комплексе. В результате из разрозненных заводов сравнительно средних мощностей сложилось три серьезных игрока, занимающих второе-третье, шестое и седьмое места в списке крупнейших трубных компаний мира (рис. 1) и обеспечивающих рост производства отечественной трубной отрасли (рис. 2).
Рис. 1. Крупнейшие мировые производители трубной продукции Рис. 2. Производство трубной продукции (в мире и России)
Это соответственно Трубная металлургическая компания, Группа ЧТПЗ, купившая Первоуральский новотрубный завод, и Объединенная металлургическая компания. Кроме того, в активной фазе реализации находится проект на Ижорском трубном заводе, где суммарная мощность на первом этапе функионирования планируется на уровне 450 тыс. т, на последующих этапах — до 800 тыс. т труб большого диаметра. Это позволит трубному проекту Северстали войти в мировую десятку основных производителей данного вида трубной продукции.
Консолидация активов позволила российским трубникам снизить издержки производства на конкретных предприятиях, а в масштабах отрасли — запустить большие инвестиционные стратегические программы, рассчитанные на период до 2010 г. Этому способствовал и опыт непростых взаимоотношений с украинскими производителями на протяжении последних пяти лет, показавший отечественным компаниям, что разнообразные протекционистские меры — не панацея для успешного присутствия на рынке. Первый — основной — инвестиционный этап российских трубников приходится на 2002—2007 г., а полной модернизации отрасли следует ждать к 2010 г., по окончании второго этапа программы. Совокупная стоимость программы обновления трех названных компаний превышает $2,5 млрд. С учетом вложений в Ижорский проект Северстали эта сумма превысит $3 млрд. Из них за прошедшие три с половиной года уже освоено более $600 млн. Если сравнивать с объемом товарного выпуска продукции, в стоимостном выражении составляющим в российский трубной промышленности $4,5—5 млрд, то становится понятно, что совокупные инвестиции в ближайшие пять лет будут сравнимы с объемом годовой выручки. Надо сказать, что в металлургическом комплексе страны найдется не много подотраслей, осуществляющих такие масштабные вложения в основное производство.
Четкое видение перспектив развития — вот что дает модернизация, ведущаяся по нескольким основным направлениям: а) повышение качества жидкой стали, для чего соответствующие цеха трубных заводов оснащаются установками вакуумирования, внепечной обработки, МНЛЗ и другим оборудованием; б) расширение сортаментного ряда трубной продукции посредством освоения выпуска труб с повышенными прочностными характеристиками, улучшенной геометрией, специальными резьбами и пр. Так, если в 2000 г. трубники удовлетворяли по фактуре нужды потребителей на 70%, то по итогам 2004 г. этот показатель составил 98%, при этом трубная продукция активно поставляется на зарубежные рынки. Оставшиеся 2% импортируются, главным образом из стран дальнего зарубежья.
И снова ТБД...
Трубы большого диаметра — острая тема на российском рынке труб. Оно и понятно: хотя в общем объеме производства в тоннаже на них приходится 40—50%, в объеме выручки их доля достигает уже 65—70%. То есть это один из самых интересных с точки зрения получения прибыли сегмент рынка, и российские трубники занимают на нем свое место — в том числе в части производства труб диаметром 1420 мм. В конце 2003 г. появился первенец — проект на Волжском трубном заводе по выпуску спиральношовных труб-1420 (ранее на территории России такая продукция не производилась), а в апреле текущего года запущена линия по выпуску прямошовной трубы указанного диаметра на Выксунском металлургическом заводе суммарной мощностью 450 тыс. т. Кроме того, если вспомнить, что ТБД — это не только диаметр 1420 мм, то не следует сбрасывать со счетов коренную реконструкцию ТЭСЦ №6 Челябинского трубопрокатного завода, который выпускает трубы диаметром до 1220 мм повышенной прочности с увеличенной толщиной стенки. В основном завершены работы по установке оборудования для изготовления труб большого диаметра: агрегаты формовки, сварки, механического экспандирования, локальной или общей термической обработки готовой трубы. Практически все ТБД в России стали проходить операцию нанесения заводского защитного трехслойного изоляционного покрытия. Наконец, как уже было отмечено, на подходе крупный проект на Ижорском трубном заводе, который в настоящее время находится в завершающей стадии реализации: монтируется оборудование трубоэлектросварочного производства и на Северстали идет реконструкция двух МНЛЗ под изготовление двухметровой слябовой заготовки толщиной до 380 мм. Реконструкция же стана «5000» в Колпино — налажены листоотделка и термообработка, усовершенствована клеть и т.д. — позволила изменить его профиль: сегодня это уже не машиностроительный, а именно металлургический стан с темпом прокатки стали 300 тыс. т в год.
К этому следует добавить тот факт, что «большие металлурги», поставляющие трубникам заготовку и штрипс, также не стояли на месте и провели ряд мероприятий по улучшению качества жидкой стали — с необходимым химическим составом (минимальное содержание азота, неметаллических включений и вредных примесей цветных металлов), с добавлением широкого диапазона легирующих элементов. На НТМК запущена широкослябовая машина литья заготовки, позволяющая изготавливать широкий лист (до 4,5 м). На Орско-Халиловском меткомбинате модернизируется стан «2800», его собрат обновляется в Череповце, идут дополнительные работы на Магнитке. Обсуждается возможность строительства стана горячей прокатки на НЛМК. Реализации всех этих проектов стоит ожидать в ближайшие 3—5 лет, то есть в пределах осуществления инвестиционных программ трубников.
Казалось бы, естественная при таком развитии вертикальная интеграция трубных заводов и металлургических предприятий предшествующих переделов, однако, в российской трубной отрасли не произошла — имеет место только горизонтальная интеграция производственных мощностей. Так сложилось отчасти потому, что многие из трубных заводов располагают собственными сталеплавильными мощностями, что позволяет трубникам по отдельным позициям самостоятельно закрывать потребности в заготовке на 50—60%, закупая остальное у сторонних поставщиков. Играет свою роль также следующий фактор. Мощности большинства метпредприятий ориентированы в первую очередь на выпуск универсальной сталепродукции, идущей на нужды машиностроения, стройиндустрии и т.п. И хотя трубная отрасль является одним из крупнейших потребителей металла (около 4 млн т в год), жесткие требования, которые выдвигаются производителями труб к качеству штрипса и заготовки, вынуждают их реализовывать собственные проекты по установке так называемых литейно-прокатных модулей. Последние позволят повысить степень обеспеченности штрипсом и заготовкой для изготовления труб малого и среднего диаметров и, возможно, незначительного сегмента труб большого диаметра.
Рассматривая перспективы отрасли на З—5-летний период, нельзя не отметить несколько проектов, связанных с обозначенными выше тенденциями. Это, во-первых, пуск электросварочного агрегата ТБД на ИжорскомТЗ; во-вторых, установка литейно-прокатных модулей для выпуска плоского проката на Выксунском и, вероятно, Волжском заводах. Оптимистический прогноз подразумевает также реализацию сходного проекта (но направленного на выпуск заготовки) Челябинского трубопрокатного и Первоуральского новотрубного заводов в составе Группы ЧТПЗ.
Что касается непосредственно трубного производства, то здесь надо учитывать планы увеличения мощностей по производству ТБД с 240 тыс. до 400 тыс. т на ВТЗ. Мероприятия по увеличению толщины стенки трубы и переходу на 100%-ную термическую обработку трубы запланированы и на ВТЗ, и на ЧТПЗ, а также в старой части трубного производства ВМЗ.
В целом после первого этапа совокупной инвестиционной программы трубной отрасли в России появится более 3 млн т в год мощностей по производству труб большого диаметра. Здесь нужно понимать, что в целом ситуацию на рынке труб определяет потребитель. Если заявленные проекты нефтегазовых компаний, предусмотренные Энергетической стратегией РФ до 2020 г.* (а это Североевропейский газопровод, нефтепровод в Восточной Сибири, увеличение мощностей Балтийской трубопроводной системы и «Голубого потока» и другие проекты расширения экспорта нефти и газа), будут претворены в жизнь, то потребуется не менее 8 млн т труб из марок стали нового поколения с совершенно другим уровнем служебных характеристик, отвечающих самым последним требованиям по качеству.
"Металлоснабжение и сбыт" №6(79).
Трубная промышленность России является устойчиво развивающейся отраслью экономики - с ярко выраженными лидерами, направленность инвестиционных программ которых определяется, во-первых, положениями Энергетической стратегии России до 2020 г., а во-вторых, тенденциями внутрироссийского рынка труб. Однако не меньшее значение имеют и внешние рынки, поскольку экспорт трубной продукции из России увеличивается темпами, опережающими рост объемов производства. Удовлетворять текущие и перспективные потребности в трубной продукции, включая магистральный трубопроводный транспорт, позволяет создание новых мощностей. Но, как водится, не все так гладко.
В общем и целом.
Если охарактеризовать процессы, которые происходят в российской трубной промышленности в последние 3—5 лет, то можно отметить следующее. В отрасли произошли консолидация активов и укрупнение производственных мощностей отдельных трубных компаний, что в целом соответствует тенденциям в мировом металлургическом комплексе. В результате из разрозненных заводов сравнительно средних мощностей сложилось три серьезных игрока, занимающих второе-третье, шестое и седьмое места в списке крупнейших трубных компаний мира (рис. 1) и обеспечивающих рост производства отечественной трубной отрасли (рис. 2).
Зарегистрируйтесь или войдите для просмотра изображений
Зарегистрируйтесь или войдите для просмотра изображений
Рис. 1. Крупнейшие мировые производители трубной продукции Рис. 2. Производство трубной продукции (в мире и России)
Это соответственно Трубная металлургическая компания, Группа ЧТПЗ, купившая Первоуральский новотрубный завод, и Объединенная металлургическая компания. Кроме того, в активной фазе реализации находится проект на Ижорском трубном заводе, где суммарная мощность на первом этапе функионирования планируется на уровне 450 тыс. т, на последующих этапах — до 800 тыс. т труб большого диаметра. Это позволит трубному проекту Северстали войти в мировую десятку основных производителей данного вида трубной продукции.
Консолидация активов позволила российским трубникам снизить издержки производства на конкретных предприятиях, а в масштабах отрасли — запустить большие инвестиционные стратегические программы, рассчитанные на период до 2010 г. Этому способствовал и опыт непростых взаимоотношений с украинскими производителями на протяжении последних пяти лет, показавший отечественным компаниям, что разнообразные протекционистские меры — не панацея для успешного присутствия на рынке. Первый — основной — инвестиционный этап российских трубников приходится на 2002—2007 г., а полной модернизации отрасли следует ждать к 2010 г., по окончании второго этапа программы. Совокупная стоимость программы обновления трех названных компаний превышает $2,5 млрд. С учетом вложений в Ижорский проект Северстали эта сумма превысит $3 млрд. Из них за прошедшие три с половиной года уже освоено более $600 млн. Если сравнивать с объемом товарного выпуска продукции, в стоимостном выражении составляющим в российский трубной промышленности $4,5—5 млрд, то становится понятно, что совокупные инвестиции в ближайшие пять лет будут сравнимы с объемом годовой выручки. Надо сказать, что в металлургическом комплексе страны найдется не много подотраслей, осуществляющих такие масштабные вложения в основное производство.
Четкое видение перспектив развития — вот что дает модернизация, ведущаяся по нескольким основным направлениям: а) повышение качества жидкой стали, для чего соответствующие цеха трубных заводов оснащаются установками вакуумирования, внепечной обработки, МНЛЗ и другим оборудованием; б) расширение сортаментного ряда трубной продукции посредством освоения выпуска труб с повышенными прочностными характеристиками, улучшенной геометрией, специальными резьбами и пр. Так, если в 2000 г. трубники удовлетворяли по фактуре нужды потребителей на 70%, то по итогам 2004 г. этот показатель составил 98%, при этом трубная продукция активно поставляется на зарубежные рынки. Оставшиеся 2% импортируются, главным образом из стран дальнего зарубежья.
И снова ТБД...
Трубы большого диаметра — острая тема на российском рынке труб. Оно и понятно: хотя в общем объеме производства в тоннаже на них приходится 40—50%, в объеме выручки их доля достигает уже 65—70%. То есть это один из самых интересных с точки зрения получения прибыли сегмент рынка, и российские трубники занимают на нем свое место — в том числе в части производства труб диаметром 1420 мм. В конце 2003 г. появился первенец — проект на Волжском трубном заводе по выпуску спиральношовных труб-1420 (ранее на территории России такая продукция не производилась), а в апреле текущего года запущена линия по выпуску прямошовной трубы указанного диаметра на Выксунском металлургическом заводе суммарной мощностью 450 тыс. т. Кроме того, если вспомнить, что ТБД — это не только диаметр 1420 мм, то не следует сбрасывать со счетов коренную реконструкцию ТЭСЦ №6 Челябинского трубопрокатного завода, который выпускает трубы диаметром до 1220 мм повышенной прочности с увеличенной толщиной стенки. В основном завершены работы по установке оборудования для изготовления труб большого диаметра: агрегаты формовки, сварки, механического экспандирования, локальной или общей термической обработки готовой трубы. Практически все ТБД в России стали проходить операцию нанесения заводского защитного трехслойного изоляционного покрытия. Наконец, как уже было отмечено, на подходе крупный проект на Ижорском трубном заводе, который в настоящее время находится в завершающей стадии реализации: монтируется оборудование трубоэлектросварочного производства и на Северстали идет реконструкция двух МНЛЗ под изготовление двухметровой слябовой заготовки толщиной до 380 мм. Реконструкция же стана «5000» в Колпино — налажены листоотделка и термообработка, усовершенствована клеть и т.д. — позволила изменить его профиль: сегодня это уже не машиностроительный, а именно металлургический стан с темпом прокатки стали 300 тыс. т в год.
К этому следует добавить тот факт, что «большие металлурги», поставляющие трубникам заготовку и штрипс, также не стояли на месте и провели ряд мероприятий по улучшению качества жидкой стали — с необходимым химическим составом (минимальное содержание азота, неметаллических включений и вредных примесей цветных металлов), с добавлением широкого диапазона легирующих элементов. На НТМК запущена широкослябовая машина литья заготовки, позволяющая изготавливать широкий лист (до 4,5 м). На Орско-Халиловском меткомбинате модернизируется стан «2800», его собрат обновляется в Череповце, идут дополнительные работы на Магнитке. Обсуждается возможность строительства стана горячей прокатки на НЛМК. Реализации всех этих проектов стоит ожидать в ближайшие 3—5 лет, то есть в пределах осуществления инвестиционных программ трубников.
Казалось бы, естественная при таком развитии вертикальная интеграция трубных заводов и металлургических предприятий предшествующих переделов, однако, в российской трубной отрасли не произошла — имеет место только горизонтальная интеграция производственных мощностей. Так сложилось отчасти потому, что многие из трубных заводов располагают собственными сталеплавильными мощностями, что позволяет трубникам по отдельным позициям самостоятельно закрывать потребности в заготовке на 50—60%, закупая остальное у сторонних поставщиков. Играет свою роль также следующий фактор. Мощности большинства метпредприятий ориентированы в первую очередь на выпуск универсальной сталепродукции, идущей на нужды машиностроения, стройиндустрии и т.п. И хотя трубная отрасль является одним из крупнейших потребителей металла (около 4 млн т в год), жесткие требования, которые выдвигаются производителями труб к качеству штрипса и заготовки, вынуждают их реализовывать собственные проекты по установке так называемых литейно-прокатных модулей. Последние позволят повысить степень обеспеченности штрипсом и заготовкой для изготовления труб малого и среднего диаметров и, возможно, незначительного сегмента труб большого диаметра.
Рассматривая перспективы отрасли на З—5-летний период, нельзя не отметить несколько проектов, связанных с обозначенными выше тенденциями. Это, во-первых, пуск электросварочного агрегата ТБД на ИжорскомТЗ; во-вторых, установка литейно-прокатных модулей для выпуска плоского проката на Выксунском и, вероятно, Волжском заводах. Оптимистический прогноз подразумевает также реализацию сходного проекта (но направленного на выпуск заготовки) Челябинского трубопрокатного и Первоуральского новотрубного заводов в составе Группы ЧТПЗ.
Что касается непосредственно трубного производства, то здесь надо учитывать планы увеличения мощностей по производству ТБД с 240 тыс. до 400 тыс. т на ВТЗ. Мероприятия по увеличению толщины стенки трубы и переходу на 100%-ную термическую обработку трубы запланированы и на ВТЗ, и на ЧТПЗ, а также в старой части трубного производства ВМЗ.
В целом после первого этапа совокупной инвестиционной программы трубной отрасли в России появится более 3 млн т в год мощностей по производству труб большого диаметра. Здесь нужно понимать, что в целом ситуацию на рынке труб определяет потребитель. Если заявленные проекты нефтегазовых компаний, предусмотренные Энергетической стратегией РФ до 2020 г.* (а это Североевропейский газопровод, нефтепровод в Восточной Сибири, увеличение мощностей Балтийской трубопроводной системы и «Голубого потока» и другие проекты расширения экспорта нефти и газа), будут претворены в жизнь, то потребуется не менее 8 млн т труб из марок стали нового поколения с совершенно другим уровнем служебных характеристик, отвечающих самым последним требованиям по качеству.